Болят уши у грудного ребенка

Про отит…. – признаки отита

Болят уши у грудного ребенка

Отит у малыша! Что делать?

О чем надо всегда помнить родителям? Чего опасаться и на что обращать внимание при начале заболеваеия? Сегодня вас консультирует главный детский отоларинголог г. Москвы доктор медицинских наук, профессор Татьяна Ильинична Гаращенко.

О главных причинах Основной причиной отитов у детей, безусловно, являются острые респираторные вирусные заболевания.

Американские специалисты провели в свое время широкое исследование, которое показало, что на фоне обычной ОРВИ у 65% детей происходит поражение среднего уха, то есть присутствует вся клиника острого среднего отита.

Примерно та же картина наблюдается и у нас в стране: у каждого четвертого ребенка, пораженного вирусной инфекцией, при более тщательном осмотре выявляют отит.

Очень часто причиной отита становится бактериальная инфекция, которая присоединяется к уже начавшейся вирусной. Недаром французы говорят, что вирусы выносят приговор, но приводят его в исполнение бактерии. Именно те бактерии, которые поселяются в среднем ухе и вызывают его воспаление.

А оно, обратите внимание, может являться причиной менингитов, особенно у детей первого года жизни. Поэтому в календарь прививок во всем мире, а с нового года и у нас в стране, введена обязательная вакцинация против гемофильной палочки, а с двухлетнего возраста вводится вакцинация против пневмококка.

Эти прививки помогут уберечь детей от менингита, особенно ушного происхождения. Кроме того, спровоцировать воспаление среднего уха может элементарное переохлаждение: ребенок простыл, продуло уши.И еще одной распространенной причиной отитов являются чрезмерно увеличенные аденоиды и их хроническое воспаление (аденоидит).

Необходимо учитывать, что у детей, склонных к аллергии, бывают аллергические отиты. Вслед за неправильным кормлением у ребенка появляются кожные высыпания, вскрывается барабанная полость и из уха вытекает жидкость. Аллергический отит может и не сопровождаться повышением температуры.

Заброс пищевых масс в среднее ухо — тоже достаточно распространенная причина отита, особенно у новорожденных и грудных детей.

О начале заболевания Отит, вызванный инфекцией, развивается, как правило, вслед за поражением полости носа, то есть за насморком и респираторными явлениями со стороны верхних и нижних дыхательных путей.

Мама может отметить, что после ОРВИ у ребенка вновь резко повысилась температура, он стал беспокойнее, отказывается от еды. У малыша появляется маятникообразное движение головой, а некоторые дети даже стараются смотреть глазками на больное ухо. Первые признаки отита чаще всего можно распознать в момент грудного вскармливания.

Когда ребенок присасывается к груди, создается отрицательное давление в носоглотке, и это усиливает болевые ощущения. В результате попытка младенца поесть становится очень болезненной, и кроха разражается громким плачем.

Он сучит ножками, кричит, а у матери складывается ощущение, что это кишечные колики. Если же малыш укладывается на свое больное ухо, он вдруг начинает лучше сосать. В этой позе, с прижатым больным ухом, ему легче, не так больно.

А повернутый уже другой стороной, ребенок будет по-прежнему с криком отказываться от груди.

Как еще маме распознать признаки начавшегося отита?Когда ребенок спит, она может тихонечко нажать на козелочки — выступающие над мочкой части ушной раковины.

Если ребенок морщится, отодвигает голову, это тоже может считаться одним из симптомов заболевания среднего уха.

Любой отит протекает либо в катаральной, либо в гнойной форме (когда происходит вскрытие барабанной перепонки). Определить, появились ли гнойные выделения из уха, мама может сама, при ежедневном туалете ушей. Кроме того, как ни странно, при перфорации (разрыве) барабанной перепонки наступает видимое улучшение состояния ребенка.

Перепонка разорвана — значит, давление падает, сразу понижается температура, и к крохе возвращается аппетит. Пропадают все симптомы, кроме одного — гнойных или кровянистых выделений.

Об осложнениях Отит опасен своими осложнениями. Дело в том, что распознать отит не всегда просто.

Он, к примеру, не всегда сопровождается сильной болью в ухе. Симптомами этого заболевания часто бывают нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем, что среднее ухо и брюшная полость инервируются одним нервом (то есть имеют общую нервную регуляцию).

Поэтому, когда заболевает ухо, у маленьких детей могут превалировать симптомы со стороны кишечника: вздутие, срыгивание, рвота, задержка стула.

То есть, внешние проявления могут напоминать, допустим, аппендицит. Часто грудные дети с подобными симптомами попадают не в лор-отделение больницы, а в хирургическое. Но хирурги — люди грамотные, поэтому обследование таких детей они начинают именно с приглашения лор-врача.

Только после исключения диагноза «острый отит» они занимаются дальнейшей диагностикой. Если же мама берется за самостоятельное лечение желудочно-кишечного расстройства, игнорируя другие симптомы, то отит может перерасти в такое грозное осложнение, как отоантрит.

Инфекция из среднего уха переходит в заушную область и поражает еще одну воздухоносную полость среднего уха. Появляется оттопыренность ушной раковины, краснота, отечность, вновь отмечается повышение температуры. Сроки, в которые этот процесс может развиться, непредсказуемы — это происходит как сразу за острым отитом, так и месяц спустя.

Если мама не заметит и эту симптоматику, то ребенок, вероятнее всего, поступит в больницу через 2—3 месяца, но уже с менингитом: строение детского уха таково, что инфекция из барабанной полости может непосредственно соприкасаться с мозговыми оболочками.

Так что родителям стоит быть более бдительными и следить за течением любого, даже самого легкого вирусного заболевания. Из других осложнений острого отита можно назвать парез лицевого нерва, хронический отит, тугоухость, поражение вестибулярного аппарата и менингит, о котором мы уже упоминали.

Об ошибках Часто бывает так, что заболевания среднего уха провоцируют сами родители. Например, у ребенка сильный насморк, и мама неправильно отсмаркивает ему выделения из полости носа. Она зажимает ребенку обе ноздри и заставляет сильно сморкаться. Этого никогда нельзя делать — уши закладывает моментально. Нельзя сморкаться и сразу в обе ноздри — только поочередно.

Почему отиты бывают так часто у маленьких детей и очень редко — у взрослых?

Потому что среднее ухо соединяется с полостью носа воздухопроводником — слуховой трубой. У детей она очень широкая, короткая и открытая. И если ребенок сморкается в зажатые ноздри, то весь гной из носа тут же забрасывается в среднее ухо. Нередко причиной отита бывает неправильное вскармливание.

Мама ребенка покормила и тут же укладывает в кроватку на бочок, то есть на какое-то ухо. А во время кормления дети заглатывают много воздуха, который надо обязательно потом удалить, держа малыша в вертикальном положении.

Если срыгивание происходит в тот момент, когда ребенок лежит горизонтально, то молоко моментально забрасывается в слуховую трубу. Еще одна распространенная ошибка — неправильное отсасывание слизи из полости носа с помощью груши. Делать это надо очень мягко, неторопливо.

Если мама резко отпускает грушу, то в полости носа возникает отрицательное давление, происходит кровоизлияние в барабанную полость и отслаивание слизистой оболочки.

О лечении

Отиты у детей до двухлетнего возраста в обязательном порядке надо лечить с помощью антибиотиков. Если отитом в легкой форме заболел ребенок постарше, то можно обойтись и без них. Но в любом случае перед покупкой ушных капель надо обязательно читать инструкцию.

Существуют такие капли как «Софрадекс» и другие гентамицинсодержащие препараты, которые применяются только для наружных и катаральных отитов. А если вскрыта барабанная перепонка, то данная группа антибиотиков, проникнув через отверстие в слуховой проход, может вызвать поражение слухового нерва.

Но при любой форме отита надо в первую очередь лечить носоглотку и в нос закапывать капли в два раза чаще, чем в уши, поскольку очень важно, чтобы нос хорошо дышал. Это могут быть сосудосуживающие или противовоспалительные капли.

Для детей-аллергиков появились специальные капли, содержащие как антигистаминный, так и сосудосуживающий компоненты.

Всем детям при отите хорошо помогают согревающие компрессы, ингаляции, кварцевание, отхаркивающая терапия.

При катаральном отите можно капать согревающие масляные капли календулы, белладонны или камфары, которые помогают снять болевой синдром, а также капли со специальным обезболивающим компонентом такие, как например, «Отипакс». Но масло обязательно должно быть теплым, подогретым примерно до 40 градусов. При гноетечении вышеупомянутые капли применять нельзя.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/01medicina/536032

���� � �������� �������: ������ ������ � �������

Болят уши у грудного ребенка

���� – ����� ���������� �����������, �������� ��������� �������� �������� ������� ���� � ���. ������ � ��� ���� �������� ����� �� ����� ���������������� ����������� ����� ������������� – �� ����������, �� ������ 60% ����� � �������� �� 6 �� 11 �������, � 20% �� ��� ��������� ��� ��� ���� � ������.

����, ����� �� �������� ����� ���� � ��� ������ ��� � ����������?

��� ����� ���� � ��� �� ���������?

������������ ��� ��������� �� ��� ������: ����������, ������� � ��������, ������ ��������� ��� ������ �������� ���������� �����, ������� �������� ��������� � ������� ��������.

 ����������� ����� ��������� ������ �� ������� ���� � ������ ��� ������������ �������� � ����� ������ ���������� ���������.

������ ����, ��� ��� ������������ ������ ��������, ��� ����� ����� �������� ������� ���, ���������� � ����������, ����� �����, ����� ���� ����� ������������� ���������� �������� � ��������.  

��� ��������, �������� � ����������� ����� ������������� �����. ����� ����������� ����� ��� ����� �������� � ������� ��� � ��� ������������. �� �� �����, ��� ��������� ��� ������������� �������, ����������� � �� ��� ����������� �����������. ��� ������������ �������� ����� �� ����������.

���������, ������� ����, ��������, ����� ������� �����. ������ ���� ��� ��������� ��������� ���������� ���������, � �� ������ ������� ������� ��������� �� ��� �������. ��� ����� ���������� �����, � �������� ����� ������ �������� �� ��� � ����������� �� ����.

����� ������� ���������� ��������� �������, ��� �������, ��������� ���� �����, �.�. �������� � ���� � ��� ��������.

���� � ���������� ������� �� ��� ����: �� ����� ���� ����������� ��� �������.

� ������ ������ ������� ����� ����������� ������ ������� ���� � ������ ���������� ��������, � ��� ��������� �� ���, �������� ���� ��� ����� ���������� ��� ����������� ����, �������� ��������� ��������� �������� �����. �� ����� ����� �������� � ���������� (�������) ���������� ���������, ������� � ����� ������� ������ ����� ������ �������� �����.

����������� ������� ������ �� ��� ����: ��������, ������� � ���������� ����, � ������������ � ��� ������� ���, ��� ������������ �������������� �������. � ����������� ������� ��������� �� ���, ���� � ���, ��������� ����� ����������� ������ ������� ������.

��������� ���� �������� �������������  ���� � ���, ��������� ������� �����, ���:

���� ����� ����� ������������ ����� ��������������� �����������, � ��������, ��� �������, �����������  ����, �������������� ����������� ����������.

���������� ����� ��������� ������, �� ������� ���� ���� ����� ����������� ������ � ���������:

  • ���� ����� � ������ ������, ��-�� ���� � ���� ����� �� ������������ ��������.
  • ��������� ��������� ����, � ������� ������ ���� ����� �� ���� ������� � ���������� �����.
  • ���������� ����� � ��������� ������ � ������, ������� �������� � ��� ������������ ������� �������.
  • ������ �� ����� ������ ����������, � �������� ������ ����, ����� «������» ����� ������, ��� ��������� �� ������, ��� �������� � �������� �����.

���� �� �������� ���������� ������������ ����������� ����������� � ���, ��� ��� ������ �������� ���� ����� ����������� �����.

���� � ���, ��� � ������� ��� ������� ��������� � �������, ��������� ���� ����� �������� ���� �����������, � ���������� ����� ����������� ������������ �������.

�� ��� ����� ����� ��������, ����� ��������� ��������� �� ��������, � � ������� ��� ���������� ������, ����������� ���������� ��������� ������. ��� ��� �������� � ����, ��� ����� ������� ����� ����������, ������������ ������ �� ������� ���� � ���.

�������� ����� � �����

���� ��������������� ���������� ����������:

  • ��� ����� ������ � ������ ��������� �� ����;
  • ��������� �� ����;
  • ����������� � �����������������;
  • ��������� ������;
  • ���� ��� ������������� ���� �� ���� ��������� ����;
  • ��������� �� ���: ����������, ����������� ��� ������;
  • ��������� �����������;
  • ���������� ��������, �������, �����;
  • ������ ������ ����������� ��� ������ ��������� ������ ���, ����������;
  • ��������� ����������;
  • ��������� ��������� ��������� ��� ��������;
  • �������, ���������� ���� � ���;
  • ����������� ���������� �������.

��� ���������� ���� � ���������?

����������, ������� � ��������� ����� ������� ����� �� �����, ������� �� ���������� ��������������� �� ������� ���������.

����� ��������� ��������� �������:

  • ������ �������� �� ������� ��� �������� �������. ���� �� ��������, ���������, ��������� ������� � ���, ��� ������ ������ ������� ������� – ������, � ���� ����������� ����.
  • ����� ������� ����� �������� ��� ������� ���, �������������� �� ����������� ����� ��� ������������ ������ ������ ���� �����.
  • �������, ��� ���� ������� ����� – ��� ��������� ������. ���� � ���, ��� ����� ������� ��������� �������������� ���������, ���������� �������� ����� ���������, ��-�� ���� �� ������ ������������ � �������.

���� � ������ ������� ������� ������������� ���� �������� ����� ������� ���������� ���������� � �����.

���� � ��� – ����� � ������������� ��������� � �����. ��� ������������ ������� �������� �����, ������� ������������� ������� � ����������������� ������� ��������� ������ �����-�������������� (����).

��� ����� ������� �������� �� ������� �����?

��� ��� ���� ������� ����, �������� ����� ����� ��������� �����, ������� ������ �������� ������ �����, � ���������, �� ������ ��������. �������� ����� ��������� ��������� ������ ���������� ���������:

  • ����� �� ���� ������ ����� ������������ ���������� �����, �.�. �� ���������, ����� ����� ����������� ������. � ����� � ���� ��������� ���������� ���� ����� ������� (����� ����� ���������� ����������), ���������� ������ ������� �������;
  • ������� ������� ������� ���� ����� ��� ������� ��� �����������, �������� �������� ��� � ����� �����, � ������� �������� �����, ������������ ������ ��� ������ � ����� ���������;
  • ����������, ����� ��� ���� � �����, �� �� ����������� ������! ������� ������� ������ ��� ������ �������;
  • ���� ���� ������� �� ���� ��������, ������ ����� ����������� �������� ����� � �������� �����-���� ���������������� ��������;
  • ���� ������� �������������� �������� – ��� ���������� ������� ������������ «���������» ��� «�������»;
  • ����� ��������� ���� � ����������, ����� ������������ ����������� ����� (��������, «�������», “������”), �� ����������� �������, ����� � ������ �� ��� ���������� ����.

��� ������ ������:

  • ������ ����� ������� ���, �������� � ��� �������, ���� � ������ ��������� ������� ����������� ��� �� ��������� ������� ���������� ���� – ����� (�������� �������) ����� ������� ��������� ����������.
  • �� ������� ���������� �������������� ��������� ��������������� � ��� – ��� ����� ������� ������ � �������� ��� � �������� ������ �� 15–20 �����.
  • �����-�� ��� ���������� ��������� ����� ������������� ������ �����, �� ��� ����� ������ ������ � ����� ������� �������, ��� ��� �� ����� ������� ��������� ����� ��������� ������� � ���������� ���������. �� ���� �� ������� �� ������������� ��������� ��� ������� ��� ����.
  • ��������� �������� �������� – ��������, �������� ��� ��������� ����� – ����� ������� � ��� ����������� ����� ��� ����������� ��������, ������� �� ��� ���� ����� ����������. ����� ����, ��� ������� �������� ��������� �������� ��� �������, ��� ��� ������ �� ��� ����� ������� ���������� ������ ����� ������.
  • �� � ���� ������ ������ �������������� ������� ���� �� ��� – ����� ������ ��������� ������� ��������� � ����� ��������, � ��� ����� ������� � �������� ������ ������� ��������� ��� ������� ���������� ������������� �� �������������.
  • ����� ����, ��������� ��������� ���� ������� ����� ��� ��������� �������� ������ ������ ��������.

����� ���������� ��������������� ���������� � �����

���� ��������� ������� ����� � ���, ��� ����� ����������� � ������� ����� ����� �������� � ����� ��������� ������������, ������� � ��������� ����� ��� ������ � ����������� ��� ������� � ���������� ������� ������� ��� ���� ������� ����������. ������� �������� ������ ����� ������� � ����� ������, ������ ��� ������� ��� ����� �������, ��� �����.

�������� ������ ������, ����:

  • � �������� ����������� ����� ������� �����������,
  • �� ��� ����� �������� � ��������� �����,
  • �������������� ��������� �� ���� �������� ������� (� ����� ������� �������� ����� ����� ���� ��������� ����).

��-������, ���� � ������� ����� ����������� ����� ������ (������ ���� ���� ��������� �� ����), �, ��-������, ��� ���� ������ ����������� ����� ��������� � ������� �����������.

������� ����� � ������� �����

������� ����� � ���������� ������ ��������� ������������� ��� ����������� �����; ��� �� �������� ����, �� �� ������ – ����� ��������� ��������� �������� � ��������� �� �������� ������ �� ���.

����������� �����, �������� ���� ���� ���� � ������������� ��� ����������, ������������ ��������� ��� �������� �������.

������ � ���� ������ ����������� ����������� ����� � ��������������������� ��������, � � ������� ������� – �����������. ����� ������-���� ���� ������� ������������� ������� ������ ����� �����. ���� � ������� 48 ����� �� ����������� ���������, ����������� ���������� � �����, � ���� ������, ���� ������� ���������� ����.

�� ��������� ����� ������� ��� ������������� ������� ����������� �������� �������� ��� �����. ���� � ���, ��� � ��������� ������� ������� ���� �� ������������ ������������ ����� ������� ����� ������������. ���� �� ���������� ����������, ��� ����� �������� � ���� ��������� ���������:

  1. ��� ����������� ������������ ���� �� ���� ��� ����������� �������;
  2. � ���������� ������������ � ������� ��� �������������� �������� ����� �������� �������������� �������.

�������� � ��� ���� ����� ��������� �������. ������������ �������� ����� ���������� � ��� �������� ���� ��������, ��� ���, ��� ������� ����� ����������� ���� ���������� ��������.

�������������� �������� ��� �������� ������� �������������� ��������, ������� �������� ��� ������� ��������, ���������� ������� (�.�. ���������� ����).

��� ���� �� �������� �������� ������ ������������� ����� – ������.

���� �� �������� ������� �� �����, ��������� ����, ��� ��� ������� ����� ���������� �������, ��� ����� �� ������� ���� ������ ����� � ������������� � �������.

����� �� ��������� �������� ����� � ������, ���������� ��������� ��������� ���������������� ����:

  • ��������� ������������� �����, ��� �������, ����������� ��������� �� ����, ���������� ��������� �������, �������������� ����������� ��������� ���������� (��� ������� � �������� ���������� ��������� �� ����):

– ���������� ����� � ������ ������ � ��������� – ��������� ������������� ���������, ����������� ������������� ����������� �������;

– ��������� ��������� ������� ������;

– �� ���������� �������� ������� � �������������� ����������� – ���������� ���, ����, ������� ��������. ���������� ���������, � ������� ���� ������� �� �������� � ������ �������. ������ �������� ������� ��������� ������� �������� � �������.

  • ��������� ������ �������� ��� ����� ������. ������� ������� ���� � �������. ��� �������� � ������ ����������� ���������� ����� �� ������ � ������� ����������� �������������� (�����������); ����� ����, ������� �� ������� ���������, ��� ��� � ����� �� ����� �������� � ����� � ������ ���������� ������������.
  • ���������� �� ��������� ���������� ����������� � ����, ��������� �������� � �������� ������.
  • ����� ��������� ��������� ������� ����������� ��������� «���������» – ���� �� �������, ������ � ������� ���������, ���������� ������� ����������� ����, ��� ������ ������� � ���, � ������ – � ���������� �����. ���� � ������� ����� ����������� ����, ������� ��� � ������������ ��������� ��� ���� �� ��� ����� � 45 ��������.

���������� ����� ��������, ��� ������� ���������� ����, �������� �������� ���������� ����������������� ����-�������������, ����� ����� ������ �������� �� ������� � ������ ���������.

Источник: http://mama.neolove.ru/up_to_year/newborn_health/otit_u_grudnogo_rebenka_pervaja_pomosch_i_lechenie.html

Отит у новорожденного: симптомы и лечение в домашних условиях

Болят уши у грудного ребенка

Когда болеет новорожденный или 6–месячный ребенок, мамы впадают в панику. Груднички не разговаривают, не могут рассказать, что их беспокоит. Особенно сложно распознавать внутренние воспалительные процессы.

Например, отит среднего уха. Затягивание с лечением приводит к серьезным последствиям для здоровья малыша, поэтому диагностировать болезнь нужно быстро. О том, как понять, что у новорожденного отит, какие терапевтические меры нужно принять для выздоровления, поговорим в нашей статье.

Причины

Среди основных провоцирующих отит факторов выделяют:

  • Насморк. Слизь из носа стекает в среднее ухо, застаивается в полости, провоцируя воспаления. Таким же образом вызвать отит могут слюни.
  • Простуды. Отит выступает в роли осложнения ОРВИ, гайморита и прочего.
  • Попадание пищи в ушко. В момент срыгивания, если ребеночек лежит, молоко попадает в ушную раковину, стекает внутрь и начинает тухнуть, вызывая воспалительный процесс.
  • Аденоиды. Увеличенные миндалины перекрывают проход к среднему уху. Происходит застаивание серы, жидкости из носа.
  • Травмы. Удары по ушной раковине, грубая чистка внутренней части слухового прохода.
  • Физиологическая предрасположенность к отитам. Евстахиева труба у новорожденных короче, чем у детей старшего возраста, и шире. Бактериям попасть внутрь ушной раковины, закрепиться в полости гораздо легче. Поэтому у 65% малышей до 1 года отиты диагностируются часто.
  • Слабый иммунитет. Острый отит переходит в хронический, чаще протекает в гнойной форме.
  • Внешние факторы, влияющие на давление на барабанную перепонку. Перелеты, подъем в горы, неправильный метод высмаркивания носа.
  • Аллергии. При попадании возбудителя аллергии в носоглотку воспаляется слизистая горла, носа и среднее ухо.

Возрастные особенности

Отит чаще диагностируется у детей до года. Почему этот недуг характерен для малышей раннего возраста, помогает понять строение ушного канала и возрастные особенности иммунитета:

  • Евстахиева труба новорожденных широкая и короткая. До внутренней части микробам добраться гораздо легче в детском ушке, чем во взрослом.
  • Слуховая трубка располагается горизонтально. Слизь между носиком, глазами и ухом проходит свободно.
  • До полугода крохи защищены от инфекций врожденным иммунитетом, он передается от мамы при родах.
  • Грудное молоко дает дополнительную защиту. В нем тоже есть антитела к вредоносным бактериям.
  • После 6 месяцев при атаке вирусов, бактерий ребенок должен рассчитывать на свои силы, мамина защита больше не действует.

Физиологическая предрасположенность к воспалениям среднего уха теряет актуальность к старшему дошкольному возрасту. Органы слуха постепенно приобретают взрослые черты: трубка становится узкой, длинной, занимает вертикальное положение. Риск заболеть отитом в 5–6 лет снижается на 40–50%.

Симптомы и признаки отита у новорожденных

Как распознать отит у ребенка в 1 год и раньше, желательно знать каждой маме. Своевременное обнаружение заболевания и быстро начатое лечение помогают ребенку скорее выздороветь.

Сложность диагностики любых недугов в раннем возрасте заключается в невозможности опросить маленького пациента. Заключение врач делает на основе рассказов мамы о состоянии малыша и осмотра. Среди ярких признаков отита у ребенка от шести месяцев до года можно выделить:

  • беспричинный, на первый взгляд, плач, истерики;
  • проявления нервозности;
  • гипертермия до 38–40°С;
  • насморк;
  • обильное течение слизи из носа, глаз;
  • отсутствие аппетита;
  • нежелание укладываться в горизонтальное положение;
  • нервные движения головой во время кормлений, лежания в кроватке;
  • нарушения сна;
  • частое дыхание;
  • рвота;
  • выделения из одного или двух ушек (при двустороннем отите).

Важно! Если поблизости с вами нет доктора, проведите следующую манипуляцию с ребенком: нажмите пальцем на детское ушко. Если малыш вскрикнет, заплачет, у него точно отит.

Посмотрите в этом видео о том, как можно распознать, что у малыша отит:

Методы лечения

Затягивать с терапией воспалений среднего уха не стоит. Начинайте вылечивать недуг сразу после постановки диагноза. Терапевтический курс состоит из комплекса процедур.

Медикаментозное лечение

  • Антибиотики. Необходимы при обнаружении симптоматики гнойного или катарального отита. Трехмесячным–годовалым малышам назначают принимать внутрь сиропы «Амоксиклав», «Амосин». При тяжелом течении воспалительного процесса противомикробные препараты вводятся внутримышечно, внутривенно.
  • Жаропонижающие, обезболивающие. Лихорадку у грудничков лучше устранять сиропами и свечами. Младенцам с рождения до 6 месяцев купите «Нурофен», с седьмого месяца можно давать сироп парацетамола.
  • Капли ушные. «Отинум», «Отипакс» не закапывают внутрь детям до 6–12 месяцев, а наносят на ватку и закладывают тампон в ушко. Капли перед применением нужно согреть. При гнойных выделениях применять их нельзя.
  • Капли назальные. Детишкам до года купите «Називин». Это сосудосуживающий препарат. После закапывания малыш легче дышит, слизь из носа не стекает в ухо. Используйте «Називин» каждые 5–6 часов.
  • Противоаллергические капли. Нужны, если у ребенка аллергический отит. Педиатр назначит капли «Зодак», «Зиртек». Принимать их нужно по возрастной дозировке утром и вечером.

Гигиенические процедуры

  1. Очищение носа от слизи. Используйте ватные жгутики, смоченные в воде. Убирайте сопли три–четыре раза в день. Промывайте носик морской водой с помощью «Аквамариса».
  2. Орошение горла.

    Новорожденным малышам дезинфицировать глотку можно с помощью «Мирамистина» четыре–пять раз в день.

  3. Очищение наружной части уха от гнойных выделений. Не убирайте слизь внутри ушной раковины.

    Чистите внешнюю часть мокрым ватным диском.

Другие способы облегчить состояние

  • При отите дети чувствуют себя лучше в горизонтальном положении. Носите новорожденного чаще торчком, сажайте после 6 месяцев. Боль в этот момент затихает, ребеночек успокаивается.
  • Обильно поите. Отпаивание помогает разжижать и удалять слизь из евстахиевой трубы, ребенок лучше справляется с лихорадкой. Поить малыша в три месяца–годик нужно из бутылки небольшими порциями.
  • Держите ушко в тепле. Спиртовой компресс, грелки использовать нельзя, а надеть тоненький чепчик, шапку можно днем или на ночь.

Важно! Если не оказать помощь ребенку при отите вовремя, малыш может получить массу осложнений: нарушения слуха, лабиринтит, внутричерепные абсцессы и другие опасные заболевания.

Вот, что рассказывает про отит доктор Комаровский:

Чего нельзя делать

Лечить отит у новорожденного малыша нужно особенно осторожно. Возраст маленького пациента, физиологические особенности накладывают определенные запреты на методы и способы терапии. Родителям не рекомендуется проводить следующие манипуляции:

Лечить ребенка согреванием

Прикладывать грелки с горячей водой, мешочки с раскаленной солью, вареные яйца, синие лампы, спиртовые компрессы категорически нельзя. Тепло помогает патогенным бактериям размножаться, состояние ребенка ухудшается. Если хотите защитить ушко от сквозняка, сделать приятное малышу, наденьте тонкую шапочку на голову. Этот метод «самоуспокоения» наиболее безопасный.

Капать противовоспалительные капли в ушко новорожденному

Этот метод лечения абсолютно неэффективен и даже опасен для ребенка. Медикамент стекает по стенкам ушной раковины, застаивается в ненужных местах.

Чтобы лечение принесло пользу, смочите в лекарстве тампон и заложите в слуховой проход больного минут на 10–15. На воспаленный участок будут действовать лечебные пары.

Применять капли традиционно детям разрешено после 6 месяцев, когда тело находится в вертикальном положении чаще.

Прекращать лечить отит сразу после исчезновения некоторых симптомов

Вы рискуете начать прием антибиотиков, применение капель снова через один–два дня. Грудничок заболеет с новой силой из-за нетерпеливости родителей. Курс терапии отита антибиотиками должен длиться от семи до десяти дней, носик очищают от слизи не менее пяти дней, горло орошают семь–десять суток.

Чистить ухо от гноя в домашних условиях

Когда прорвется мешок с гноем, обращайтесь за помощью к специалистам в поликлинику. Дома удалить всю слизь, гной не удастся. Вы можете занести вторичную инфекцию в полость, поранить внутреннюю часть уха.

Пользоваться народными методами лечения отита у новорожденного

Забудьте о борном спирте: он вызывает ожоги нежного слухового прохода. Не закапывайте настои чеснока, лука по тем же причинам. Не применяйте камфару, прополис, грудное молоко для закладывания в ушной проход: в этих растворах могут оказаться патогенные бактерии. Сделайте выбор в пользу огромного ассортимента аптечных средств.

Профилактика

Предупредить отит у грудного ребенка можно с помощью следующих простых профилактических мер:

  1. Вовремя лечить ОРВИ, насморк. Вирусные инфекции, излишек слизи являются главными виновниками отита у грудничков. Воспаление в ушке при отсутствии лечения простудных заболеваний возникает как их осложнение.
  2. Ухаживать за носиком, ушными проходами правильно. Нельзя глубоко чистить ушную полость, использовать ватные палочки для гигиены. Это травмоопасно. Сделайте ватные жгутики сами и очищайте уши и нос малыша без ран и царапин.
  3. После кормлений носите грудничка 5–10 минут торчком. Младенец усвоит мамино молоко и не срыгнет. В случае выхода излишка пищи из желудка она не попадет в ухо.
  4. Надевайте крохе шапочку на прогулку, после ванны. Чепчик защитит уши малыша от ветра, опасных бактерий.
  5. Не купайте больного младенца. Даже простые сопли могут стать поводом отказаться от мытья в ванне на пару дней. Грудничка достаточно подмывать под краном или протирать влажной салфеткой.
  6. По возможности исключите контакты с больными детьми, старшими до взросления младенца, примерно до годика. Новорожденные дети переносят инфекции тяжелее.
  7. Наблюдайтесь у лора, если у годовалого младенца увеличены аденоиды. В случае диагностирования хронических отитов из-за аденоидного синдрома глоточные миндалины лучше удалить.
  8. Соблюдайте режим дня, прогулок, приемов пищи. Это главная составляющая для крепкого здоровья ребенка.
  9. С первого месяца жизни закаляйте новорожденного. Ополаскивайте в прохладной воде после купания, держите голеньким на теплом солнышке, делайте гимнастику. Закаленные дети болеют реже.
  10. Кормите грудным молоком до 1–1,5 года. Мамино молоко — источник иммунных клеток для младенца.
  11. Проветривайте детскую комнату, квартиру ежедневно, соблюдайте температурный режим, повышайте влажность. Сухой и теплый воздух, об этом не устает говорить доктор Комаровский, вреден для здоровых детей, а для больных тем более.
  12. Не купайте ребенка в открытых водоемах. Кожа, слизистая у новорожденных слишком уязвимы к бактериям, палочкам. Именно на городских пляжах малыши инфицируются опасными болезнями чаще.

Зная, как может проявляться отит в раннем возрасте, мамы легко смогут определять недуг своевременно, принимать меры быстро. Лечить отит дома без консультаций доктора не стоит.

Самодиагностика без врачебного подтверждения диагноза и терапия народными методами не только не приносят детям пользу, но и сильно вредят.

При обнаружении первых симптомов воспаления в ушке срочно бегите в поликлинику.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/zdorovie/otit_u_novorozhdennogo.html

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/zdorovie/otit_u_novorozhdennogo.html

У грудничка болит ухо – признаки, причины и лечение

Болят уши у грудного ребенка

Малыши первого года жизни еще не способны объяснить взрослым, что именно их беспокоит. Заботливые и внимательные мамы по движениям грудничка, по тональности плача и по общей симптоматике могут определить причину капризов своих детей и помочь им. Но как себя будет вести младенец, если у него болит ухо?

Отит — очень распространенное заболевание у грудных детей, которым на первом году жизни болеет каждый второй малыш.

Чтобы воспалительный процесс не навредил функциональности органа слуха дитя, важно вовремя заметить начало течения болезни и приступить к его терапии под контролем специалиста.

Как проверить, болит ли ухо у крохи? Как распознать течение воспалительного процесса в органе слуха грудничка?

Факторы риска

Почему отит становится таким частым заболеванием у грудничков? Связано это, в первую очередь, с возрастными особенностями лор-системы.

  • Неумение сморкаться и обильное выделение слизи.

Груднички очень много капризничают по разным причинам, а во время плача увеличивается поступление слизи в носовые ходы.

Малыши в этом возрасте не умеют сморкаться, и часть выделений регулярно поступает в евстахиеву трубу, соединяющую носоглотку и среднее ухо.

Поскольку данный проход у детей имеет очень узкий просвет, даже маленькая порция слизи может заполнить ее полностью и достичь барабанной полости.

Если к слизи добавляется патогенная флора (например, если малыш заболел ОРВИ), ее проникновение в барабанную полость вызывает развитие воспалительного процесса на данном участке органа слуха. Именно поэтому средний отит так часто развивается в детских ушах.

Поражение среднего уха патогенной флорой при частых срыгиваниях повторяет механизм, описанный выше.

Младенцы, вне зависимости от варианта вскармливания, после кормления вместе с воздухом отрыгивают немного съеденного питания. Иногда молоко или смесь могут попасть в носоглотку, а из нее поступить в узкую евстахиеву трубу и среднее ухо новорожденного, где и вызовет воспалительный процесс.

Уши у грудничка могут стать своеобразным «слабым местом», первым реагирующим на проникновение в организм болезнетворных бактерий, переохлаждение или продолжающим цепочку простудного заболевания.

Специалисты выделили ряд факторов, которые могут способствовать развитию отита у младенца:

  1. Недоношенность;
  2. осложненные роды;
  3. внутриутробные инфекции;
  4. пищевая аллергия;
  5. частые вирусные и бактериальные инфекции;
  6. сон на спине;
  7. аденоиды.

Признаки отита

Как определить, что у грудничка болит ухо? Течение отита в органе слуха сопровождают довольно специфические симптомы:

  1. Чаще всего отит сопровождается сильным повышением температуры — до 40 градусов, но в ряде случаев данный симптом может отсутствовать.
  2. Ребенок становится капризным, особенно ночью, он беспокоится и не может уснуть.
  3. Поскольку процесс сосания усиливает болезненные ощущения в ухе у грудничка, ребенок будет плакать во время кормления или вовсе отказываться от него.
  4. Усиление боли от воспаленных ушей может привести к появлению рвоты у младенца.
  5. Стремясь облегчить болезненные ощущения, грудничок начинает вертеть или маятникообразно покачивать головой.
  6. Ребенок стремится лечь на сторону больного ушка и постоянно трет его.
  7. При надавливании на козелок уха младенец резко вскрикивает, поскольку это вызывает сильнейшую боль в воспаленных тканях органа слуха. Это самый эффективный способ, как понять, что у грудничков болит ухо.

Болезненные симптомы нарастают постепенно, с каждым часом младенец становится все беспокойней. Капризное поведение заканчивается вместе с прорывом барабанной перепонки — как только в мембране появляется отверстие, накопившийся гной вытекает из средней полости и перестает давить на нервные окончания.

Большинство неопытных родителей, не зная, как распознать симптомы заболевания и определить, болят ли у дитя ушки, понимают, что малыш беспокойно вел себя из-за отита только после появления гнойных масс, вытекающих из слухового прохода. Но не всегда прорыв мембраны наступает самостоятельно.

Гной может долгое время копиться в барабанной полости и проникнуть во внутреннее ухо, поразив нервные волокна. Воспалительный процесс способен распространиться на соседние ткани и даже поразить головной мозг малыша.

Именно поэтому важно вовремя определить, что у ребенка болит ухо, опираясь на перечисленные выше симптомы, и приступить к лечению отита под контролем специалиста.

Что делать?

Если вы уверены, что у грудничка болят уши, и именно поэтому он ведет себя крайне беспокойно, вам следует как можно скорей записаться на прием к детскому отоларингологу. До визита к специалисту нельзя использовать никакие ушные медикаменты — самолечение без квалифицированной диагностики может колоссально навредить функциональности органа слуха малыша.

Единственное, что вы можете сделать, чтобы облегчить боль в ухе у младенца — дать ему болеутоляющее средство в дозировке, подходящей ему по весу.

Ни в коем случае не грейте ушко компрессами и не закапывайте в слуховой проход борный спирт. Прежде чем применять подобные средства, следует узнать, в каком состоянии находится барабанная перепонка крохи и насколько обширен воспалительный процесс.

Если прием болеутоляющего мало помогает или из слухового прохода начали истекать желтые гнойные массы — лучше вызвать скорую помощь и отправиться в стационар, где малыша осмотрит специалист и назначит соответствующее лечение.

Лечение

Программа лечения отита у детей первого года жизни является комплексной. В нее входят следующие препараты и мероприятия:

  • Прием антибактериальных препаратов широкого спектра для устранения патогенной флоры;
  • использование антибактериальных и противовоспалительных ушных капель;
  • закапывание в носовые ходы сосудосуживающих препаратов для увеличения просвета евстахиевой трубы и улучшения вентилирования лор-системы.

Важно строго следовать рекомендациям отоларинголога и проводить лечение всеми назначенными препаратами, соблюдая дозировку медикаментов и длительность терапии.

Профилактика отита

Как же избежать развития отита у грудного ребенка? Чтобы у младенца не болели ушки, важно следовать мерам профилактики:

  • Нельзя кормить малыша в горизонтальном положении — лучше держать его туловище и головку под небольшим углом, чтобы молоко или смесь не затекли в евстахиеву трубу;
  • после кормления держите малыша вертикально некоторое время, чтобы молоко или смесь при срыгивании не проникли из носоглотки в евстахиеву трубу;
  • при простудных заболеваниях, сопровождающихся насморком, регулярно отсасывайте слизь из носовых ходов дитя;
  • чтобы слизь в носике крохи не копилась и не застаивалась, следует чаще поить малыша и проветривать комнату;
  • уши малыша на прогулке должны быть закрыты шапочкой;
  • во время купания держите малыша таким образом, чтобы вода не попадала ему в ушки;
  • если младенец часто страдает от отитов из-за разрастания аденоидов, их следует удалить хирургическим путем — такие кардинальные меры позволят в дальнейшем избежать частых и затяжных болезней малыша.

Источник: https://netotita.ru/simptomatika/u-grudnichka-bolit-uho.html

Как понять по симптомам, что у грудничка болит ухо

Болят уши у грудного ребенка

Отит, или воспаление уха, часто встречается у детей грудного возраста.

Это связано с тем, что у них плохо сформировались ушные проходы и перегородки, через которые из носоглотки проникают микробы, когда появляется насморк или болит горло. Иногда может попасть молоко, вода во время купания.

Все это приводит к началу воспалительного процесса в среднем ухе. Рассмотрим подробнее, что такое отит и как можно определить, что у грудничка болит ухо.

Что такое отит

Отит – воспалительный процесс, протекающий в ухе. Оно имеет три основных отдела, важной частью которых является евстахиева труба. Соединяясь со средним ухом, она регулирует давление воздуха со сторон барабанных перепонок. Кроме того, евстахиева труба открывает и закрывает проход, выпуская накопившуюся жидкость и микробы.

Когда ребенок простужается и у него в носовой полости начинает копиться слизь, при большом скоплении через евстахиеву трубу она проникает в среднее ухо и копится там. Это состояние приводит к воспалительному процессу.

Различают катаральный и гнойный отит. При первом типе у ребенка начинают резко болеть уши, а при гнойном слизь и гной давят на барабанные перепонки, вызывая боль. Иногда ночью под их давлением происходит разрыв перепонки, и накопившаяся жидкость выходит наружу, облегчая состояние больного.

Отит редко бывает самостоятельным заболеванием. Он возникает как осложнение после перенесенной простуды, ОРВИ, при разных воспалениях, возникающих в носоглотке. Оно может возникнуть в разных ушных отделах – наружном, внутреннем и среднем. Но наиболее тяжело вылечивается отит среднего отдела ушной раковины, так как он дает больше всего осложнений.

Причины отита у грудничков

Новорожденный и грудной ребенок чаще всего подвержены отиту, что связано с рядом причин.

  1. У малышей в носовой полости образуется слишком много слизи. Причиной является то, что груднички много плачут, и это сразу приводит к накоплению жидкости.
  2. Дети, которые срыгивают только что съеденную пищу, могут засорять молоком проходы в среднее ухо.
  3. В младенческом возрасте трубы в ухе пока что короткие, что приводит к попаданию и накоплению жидкостей.
  4. Малыши не умеют удалять самостоятельно накопившуюся в носу слизь, поэтому микробы с легкостью попадают в ухо.

Симптомы возникновения отита

Узнать, что грудного ребенка беспокоит воспаление и у него болят уши, непросто. Но чем раньше установится диагноз и начнется лечение, тем быстрее и с минимумом осложнений наступит выздоровление.

Любой внимательный родитель замечает, что ребенок выражает беспокойство, указывая на ухо, ведь болезнь проявляется чаще всего с определенными признаками.

Различают следующие симптомы.

  1. Ребенок ведет себя взволнованно, вертит головой, плачет, температура может подняться до 39 °С и выше.
  2. Известно, что при сосании боль усиливается, поэтому ребенок хватает грудь и снова бросает есть, вертит головой и плачет.
  3. Для уточнения можно слегка притронуться к больному уху в области хрящика, и малыш обязательно даст об этом знать.
  4. Если наблюдается гнойный отит, то через некоторое время становятся заметными выделения из ушных раковин – особенно после ночного сна, когда остается засохший гной.

Но встречаются некоторые формы отита, которые нелегко распознать. Часто ошибаются с постановкой диагноза. Отит схож с дисфункцией кишечника, который может сопровождаться рвотой.

Терапия отита у грудничков

При наличии признаков отита необходимо обратиться к врачу. Этот воспалительный процесс лечить самостоятельно нельзя, особенно у грудничков, так как он опасен осложнениями. Могут пострадать и другие жизненно важные органы.

Причиной отита является инфекция, которая при запоздалом или неправильном лечении способна проникнуть в головной мозг, сердце и легкие. Ребенок может даже оглохнуть.

При гнойном отите возникает опасность возникновения гнойного менингита и гайморита, поэтому врачи назначают антибактериальные средства. Родители по возможности должны помочь своему малышу быстрее побороть болезнь и облегчить его состояние.

Народные средства помощи

Можно частично купировать боль в ухе, если наложить на него сухое тепло – например, большой ватный тампон, который вкладывают в чепчик.

Пользу может оказать полуспиртовой компресс, который дезинфицирует и согревает. Но его допустимо применять только тогда, когда температура тела ребенка в норме. Для этого берется теплая водка, в которой смачивается небольшая марлевая салфетка и накладывается на ухо. Сверху ее прикрывают ватой и надевают на ребенка шапочку для фиксации. Этот компресс держат не больше 2-3 часов.

Существуют и другие способы облегчения состояния с применением народных средств. Так, марлевую салфетку нужно смочить в соке алоэ и вместе с ватой наложить на ухо. Многие мамы применяют листья герани, которые выполняют обезболивающую функцию и снимают отек.

Использование назначенных капель

При отите врач может назначить ушные капли. Но родители должны не сами их выбирать, а лишь выполнять инструкцию и правильно закапывать, соблюдая дозировку.

Правила закапывания заключаются в следующем.

  1. Закапывать ухо можно только теплыми каплями. Их нагревают, размещая флакончик в теплой воде.
  2. Ребенка кладут на бок, пальцами оттягивая мочку уха и раскрывая шире проход.
  3. Затем нужно пипеткой закапать назначенное количество капель и вставить в ухо небольшой кусочек ваты, прикрывая проход.
  4. При наличии выделений из уха их необходимо удалять при помощи ваты, но только снаружи.
  5. Если температура тела ребенка выше 38 °С, необходимо по назначению врача дать Нурофен в сиропе или поставить свечу в задний проход.

Лечение воспаления уха нельзя затягивать, иначе инфекция будет переходить на горло и нос, примет хроническую форму.

ДиагнозИнфо
Добавить комментарий